в точности (с)копировано вот отсюдаСегодня, дорогие мои юные авторы
(хищно поглядывает на коллекцию голов над камином) мы поговорим о таком расходном материале для писательской деятельности, как тестеры. Ибо, как я успела убедиться ,что авторы, что потенциальные жертвы их нешлифованного творчества ужасающе некомпетентны в этом вопросе.
Итак, вы пишете книгу. Точнее, уже написали целых десять страниц, но тут подлая муза ускакала, и вы остро нуждаетесь в загонщиках, которые будут возвращать ее в ваши сети истошными криками "Аффтар, пеши исчо!".
И вот в ЖЖ/дайри/т.д. появляются посты: "Я пишу книгу (выложил на СИ первые три главы), кто хочет быть моим тестером?".
"Ну-ну", злорадно говорю я, слишком хорошо зная, что воспоследует за этим призывом.
Скажите, вам придет в голову зайти в поликлинику, встать посреди коридора, заполненного толпой, и громко объявить: "Я тут чем-то заболел, полечите меня кто-нибудь?" Вряд ли - ведь вас может услышать как терапевт, так и психиатр, проктолог или вообще бабка с собственным больным зубом, ждущая очереди уже три часа и готовая вцепиться в кого угодно с совершенно непредсказуемой целью.
прочтите, не пожалеете
)Запомните: нет ничего более убийственного для книги, чем вслепую набранные по интернету тестеры.
Негодящесть тестеров может быть обусловлена различными причинами, но исход у нее одинаково печальный.
а) тестер восторженный.
Он хвалит все. И удачные сцены, и неудачные. Вот вы чувствуете: что-то не так, коряво, спрашиваете тестера, а он тебе: да не, все здорово, все круто! И когда сторонний читатель на СИ замечает: слушай, автор, что-то тут не так, то его в лучшем случае игнорируют, а в худшем - посылают. Тестер же сказал, что все зашибись! Книга выходит, и автор получает люлей уже от тысячи читателей, и только тогда до него начинает что-то доходить. Но качество текста уже безвозвратно утеряно.
б) тестер глупый недовольный.
Ему не нравится ваш текст. Вот просто именно ему не нравится, и все. Почему - он объяснить не может, и начинет кочевряжиться "вот что-то тут не так... вот что-то там не так...". Вместо того, чтобы писать дальше, автор сидит и тупо втыкает в текст, пытаясь понять, что не нравится этому конкретному (незнакомому!!) человеку.
в) тестер умный недовольный.
Ему не нравится ваш текст. И он подробно объясняет, почему именно ему он не нравится. Текст хорош, вы это чувствуете. Но начинаете сомневаться. Вместо рабочего настроения на вас накатывает депрессия, причем этот тестер вас еще и ободряет: "ну ничего, ты просто устал, а вот когда отдохнешь, то напишешь очередной шедевр!" Автор, напротив, понимает, что лучше он не напишет - он и так выложился по полной. Текст в лучшем случае завис, в худшем залюбляется исправлениями до непотребства.
г) тестер ленивый. Он бы, может, и прочитал ваш текст, но ему принесли полное собрание сочинений Льва Толстого, и он неспешно им наслаждается, отложив вашу нетленку. Автор же сидит и страдает: вот, он мне не отвечает, наверное текст так плох, что ему даже нечего сказать! Работа опять стоит. Нет, этот тестер при регулярном пинании рецензию напишет, и даже вполне качественную. Но время-то потеряно!
д) тестер случайный. Он зачем-то согласился вас читать. То ли из вежливости, то ли из интереса, который угас по прочтении текста. Ну, мало ли по какой причине. Не его. Настроения нет. Поругался с автором на другом форуме под другим ником и обиделся на него. Автор ему текст отправил - а в ответ тишина. Сиди и мучайся - а вдруг он спер ваш текст, чтобы издать под своим именем?!
е) тестер Прошлой Книги. Он прочитал прошлую книгу автора и она безумно ему понравилась. Он даже выучил ее наизусть и готов цитировать с любого места. И на СИ специально зашел - вдруг автор выкладывает там вожделенную ПРОДУ?! Все бы хорошо, но тут тестер обнаруживает, что это не прода, а вовсе даже новая книга. Не про зайчиков, а про белочек, которых он терпеть не может. Тестер мужественно - как же, ведь это его любимый автор! - терпит его несколько глав, а потом скорбно режет правду-матку: "Знаешь, Автор, зря ты это затеял. Вот прошлая..." Автор в растерянности: как же, ведь не может один и тот же человек хвалить его прошлую книгу и ругать нынешнюю! Значит, он, автор, действительно стал хуже писать! И проект благополучно издыхает.
Стоит так же упомянуть "эффект монитора", то есть человек и похвалил бы бумагу, а от электронки у него глаза устают и книга кажется ему хуже, чем на самом деле. Что тоже не добавляет автору уверенности.
Я не говорю, что это - плохие люди. ЭТО ПЛОХИЕ ТЕСТЕРЫ. Они не помогают вам совершенствовать текст. По сути, это не тестеры, а читатели, которые хотят, чтобы им сделали красиво "пока что-то можно исправить". Вне зависимости от того, как эту красоту представляете вы.
Именно поэтому я против выкладки произведений в ЖЖ/на СИ. Толку мало, головной боли много, да и вообще, как говорится в известной пословице, негодящим тестерам незаконченную работу не показывают.
А кому же показывают?
- тестер-соавтор. Вполне хватит одного-двух, близко вам знакомых. Это профессионалы (редакторы, писатели, просто очень начитанные люди), которым интересен не конкретный текст, а весь процесс. Они наслаждаются им, как настольной ролевухой с вами в роли мастера. И им, по сути, без разницы, что в результате получится - белочка или зайчик, с ними можно обсудить как уже написанные куски, так и только планирующиеся, и извлечь из этого конкретную пользу - без морального ущерба.
- тестеры-читатели. Опять-таки из знакомых, в адекватности которых вы почти не сомневаетесь, но ни в коем случае не фанаты. Пусть просто прочитают и скажут пару слов, понравилось или нет. Их может быть пять-десять человек, половина, допустим, читает по главам, другая - уже текст целиком, так ярче видны сюжетные косяки.
Уверяю вас, этого вполне хватит!
Не привлекайте для бета-тестинга посторонних лиц. Они угробят и книгу, и писателя.
И вообще: "тестеры поймают баги, корректор ошибки исправит, редактор сюжет причешет" - авторы, а вы сами-то на что годитесь?
))
Автор - Ольга Громыко, она же volha
Мне теперь многое понятно как автору.
И стыдно как тестеру. Прошу прощения.
Пойду, убьюсь об стенку...
Главное - по-моему, это говорится о том, что происходит в процессе работы. Когда еще не стоит вопрос о том, хороша ли книга автора, а вопрос «допишется ли эта книга вообще».
И если на практике - то мораль сей басни мне видится не в том, чтоб не выкладывать вообще (и не против именно СИ), а в том, что к мнениям следует относиться со здоровым скептицизмом, помня, что этот незнакомец все-таки может оказаться одним из приведенного списка. А не доверять его мнению аки скрижалям господним...
Рассуждать с высоты публикуемых тиражей и горячей любви издательства всегда... реалистично))
Шимрис, когда-нибудь тоже напишем чего-нить подобное, а нас будут цитировать.
Вот убейте меня, но мне кажется, что подобные статейки - не добрый совет, а какое-то... "вот посмотрите как я всё вижу, не даром же я такой офигенный автор".
У нас дневники закрытые... такие вот мы бяки, не любим выставлять себя на публику... накушались публичности до того, как стали писателями, пусть и начинающими.
Выпьем... где там кружка?))
Киииис, мы ничего с тобой не забыли?))
Сидят Арина и Державин, бухают... чего-то точно не хватает. Кого-то... не Дантеса.
Нет, я в самом деле не понимаю: с каким именно моментом, конкретно, вы не согласны? Что, не бывает людей, перечисленных в этом списке? Бывают. Не бывает плохих советов и слишком чувствительных к советам авторов? Тоже бывают. Не бывает так, что личные сомнения человека подкрепились словом со стороны, и он либо испортил свою работу, либо вообще бросил писательство? По-моему, бывает тоже...
Я не могу согласиться с тем, что если вы талантливы, то непременно и уверены в себе и ценности своей работы. Эти два момента не связаны. Даже если автор и понимает, что его работа хороша, - он может сомневаться в том, что это заинтересует других. Желание писать - это такая тонкая материя... ведь любой умный человек вроде бы понимает, что 1) графоман тоже желает писать, ну и что? 2) гарантии, что с писательства прокормишься, мало не потому, что ты не талантлив, а потому, что народу надо Донцову и иже с нею... Появись тут у нас новый Ремарк, новый Достоевский и тем более, новый Джеймс Джойс - их бы напечатали? Не факт...
По-моему, она говорит попросту о том, что надо полагаться на себя и писать, раз пишется. А не бросать всё из-за неведомо чьих советов. Разве вы-то не то же самое говорите?
Вот и пиши. Такой ведь замечательный совет от мэтра.
Талант не может быть проявлен только в умении писать слова и выдумывать образы. Талант подразумевает силу воли, если угодно, они развиваются параллельно. Кто слышал о застенчивости хотя бы одного из литераторов? Не будешь продвигаться, пиши в стол, но зачем тогда тебе то, что ты причислил к понятию "талант"? Заинтересованность - вопрос другой, это дело издателей и редакторов, не писателя в первую очередь, заинтересовать можно любой ерундовиной, как это успешно издательства и делают, но показателем таланта это не станет...
Возвращаясь к авторской чувствительности... Если автору нужны мнения об интересности, об этом надо спрашивать, но спрашивать выборочно, чтобы не дай бог у автора плохие тестеры не отбили желания писать, так?
Ласточкин , мне кажется, это не теория, а всего лишь как наблюдения из собственного опыта, не более... Вспомнил человек, с чем в сети сталкивался, и записал - вдруг кому пригодится. Причем это записано в личном дневнике, это такие же размышления отдельного человека, как и в каждом дневнике в сети, включая наши... Она не имела права писать свои наблюдения в свой собственный дневник? Или они по сути неправильные, там вранье написано?
Я это утащил потому, что мне это показалось интересным. Как тащу иногда интересности из других мест...
А насчет застенчивости литераторов - разве мы знаем, что позволило тому или иному отличному писателю дожить до публикации? Очень часто сами писатели говорят: «если бы не такой-то и такая-то, которые придавали мне уверенности, я бы это не написал». И откуда нам знать, скольких прекрасных книг мы лишены только потому, что возле их авторов не было «такого-то и такой-то»?