«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Всем нашим дорогим писателям.
Представьте, что вы слышите первые несколько звуков симфонии. Или видите уголок картины.
Вы сможете оценить всю картину или всё музыкальное произведение?
А вы сможете оценить стихи по первой строфе?
Я не могу. Кто может - пишите, делитесь опытом.
Возможно, это я такое существо недоразвитое - могу для себя составить полную картину только по всему произведению, а не по обрывку или кусочку. Хм?
Но я глубоко убежден, что по обрывку вообще никто не в состоянии оценить всю работу - это попросту невозможно. А если речь о живописи - то чаще всего оценить картину можно, только отойдя от нее на приличное расстояние - если вы окажетесь рядом с полотном так же близко, как я вот сейчас с монитором, вы увидите только пятна краски. И лишь когда отойдете на пяток шагов - вдруг эти пятна сольются в ту самую картину, которую задумал художник, в гармоничное и прекрасное произведение.
То же самое - книга.И неважно, насколько она толстая. Пока вы не дочитали до последнего слова последней строки - вы не можете сказать, была ли это очень хорошая книга, или приятная, но средняя, или так себе, или гениальная.
Не можете, и это факт.
Книга - такое же цельное произведение, как соната, или живописное полотно, или стихи. Или даже, точнее, - как архитектурное сооружение. Книга долго «строится» - там много разных факторов: сюжет, герои, главные и второстепенные, язык, вторые планы, и так далее; и от «архитектора», то есть писателя, зависит - окажется ли это «здание» в итоге прочным или пойдет трещинами и рухнет через месяц.
Но пока здание не выстроено и не опробовано, пока работа в процессе, мы не можем объективно оценить конечный результат. Да, я повторяюсь, но почему? Потому, что мне кажется - эти очевидные вещи далеко не всем очевидны.
О книгах.
За много лет я выучился выбирать книги из кучи незнакомых, полистав и пробежав глазами пару страниц. В самом деле среди выбранных вот так, почти наугад, неудачных было очень мало.
А уж когда начал читать - чаще всего главы достаточно, чтоб понять, «хорошо пошло» или нет.
То есть, выходит, что-то всё-таки по главе сказать можно?
Самую простую вещь: интересно ли?
Хочу ли я читать дальше?
Симпатичен ли мне герой или неприятен? Боюсь я за него, радуюсь, жалею?
Иногда зацепляешься за фразу, которая кажется мудрой или просто созвучной моим мыслям, и думаешь «какой умный человек автор!»
Короче: увлекательность. По сути, в процессе чтения я могу оценить только степень увлекательности.
И вообще-то это - именно то, что надо рядовому читателю. Если вещь увлекательна - я ее читаю и радуюсь. Если не очень - чтение идет со скрипом, и тебя не тянет вцепиться в книжку и не выпускать, пока не узнаешь, что же дальше?!
Но если речь идет о попытке оценить литературное произведение всерьез - на уровне критической статьи или семинара для студентов-писателей - там мало сказать «прочитал, интересно!» Там ты пытаешься рассмотреть эту «интересность» под микроскопом и понять, почему вот это читать интересно, а вон то - нет.
И в таком случае необходимо прочесть всю книгу. И, как и в случае с картиной, - часто лишь «отойдя», отдалившись, спустя время, неделю или месяц, - ты начинаешь осознавать, что же именно тебе не понравилось.
Конечно, если речь о многотомнике - очень много можно сказать и в процессе... томе этак на шестом. Уж на девятом - наверняка. Потому что в таком масштабном произведении уже и характеры будут очерчены глубоко, и сюжетные линии ясны, и если там написано что-то не то, к шестому тому оно уже вылезет наружу - со стадии «хм, не нравится» на стадию «ах вот в чем автор налажал!»
Все в курсе, что «нравится» - это область чувств, а «вот в чем дело» - уже рассудок?
Искусство мы в первую очередь воспринимаем чувственно. Нормальный читатель берет книгу не чтобы чего-то там проанализировать - упаси ежик, он берет ее, чтоб получить удовольствие!
И только уже потом - и то не всегда - читатель начинает размышлять: а что не так? Ведь вроде интересно было, но перечитывать не тянет. А вот та книга - куда лучше, но почему, чего же этой-то не хватает?
Возможно, далеко не всякий читатель вообще об этом думает. Возможно, если он об этом думает - он сам потенциальный автор. Но скорее, он просто умный, склонный к анализу человек, которому интересно не только жить (и читать), но и копаться в причинах и следствиях. Не всем людям это интересно - и кстати, не все могут быть критиками и писать рецензии.
Я о таких вещах не думал больше двадцати лет жизни. Пока не встретил тех, с кем об этом можно было поговорить. Пока нас было двое - я и книга, - вопрос глубокого анализа не вставал. Только когда появился собеседник, с которым постоянно говорилось «а это ты читал? И понравилось? Не очень, а почему?» - вот тогда меня потянуло в эти раскопки и ответы.
И конечно, когда сам начал писать книгу - и, естественно, задался вопросом «как написать интересно?»
Ну правда - как?!
Но одно дело - писатель, который всё продумывает, ищет правильные слова, пытается вывести живых, реалистичных и симпатичных героев... Он к книге своей и подходит как писатель. Архитектор, в общем.
И совершенно другое дело - если тот же самый человек превращается в читателя.
Писатель иногда час тупо глядит на строчку, пытаясь заменить одно слово другим, потому что ему это слово не нравится. А читатель потом резво проскакивает эту прекрасную, гармоничную, в муках рожденную строчку и вовсе ее не замечает - плевать ему на слова, ему интересно, кто убил священника!
Выходит, есть два способа оценить книгу: как автор - и как читатель.
Здесь я столкнулся с третьим способом - оценить книгу как «спутник писателя». То есть - когда ты видишь, как книга создается.
Вы думаете, в повседневной жизни обычный человек это часто видит?
Представьте, нет.
Когда ты не просто читаешь томик, взятый с полки, а ты читаешь свеженаписанную главу (а потом ждешь следующей под требовательный вопрос автора «ну как?! Что надо поменять?!») - ты невольно становишься... нет, не соавтором - но частью творческого процесса. Твое сознание понимает: это - не окончательный вариант событий. Так могло быть. А могло быть иначе.
Мы по-разному воспринимаем догадки - и факты. И мы по-разному читаем «настоящую» книгу с полки - и то, что пишется прямо у нас на глазах. И нравится нам - разное. Когда мы следим за работой художника, видим смену чувств на его лице, то восторг, то хмурые брови, то в ярости брошенную кисть - мы уже - невольно! - оцениваем не только саму картину. Мы оцениваем ее сквозь призму эмоций художника. Это называется - сопричастность.
Наше «интересно!» - объясняется не только тем, что сам сюжет интересен, а еще и тем, что интересен и еще один «персонаж» - автор. И я не о том, что автор мой друг и бла-бла-бла - я о том, что автор становится - ненамеренно и неосознанно - частью сюжета. Героем истории. Наше подсознание частично «запихивает» его в эту историю.
Что же значит - мы необъективны, когда следим за тем, как рядом автор пишет книгу? Если нам нравится - грош этому цена?
Вовсе нет. Раз нравится - раз интересно, и хочется новой главы - то значит, в книге что-то есть. Значит, автор не бездарь, раз чем-то сумел зацепить. Значит - надо писать дальше.
Но чтобы оценить всю эту книгу с позиции ее литературной ценности - надо:
1) дождаться последней строчки.
2) дождаться того момента, когда автор всё отредактирует и сто раз перепроверит.
3) подождать месяц-другой - пока ваша «сопричастность» не выветрится из памяти, как и моменты сюжета, давно уже переделанные; и пока сам автор не «покинет ряды» персонажей.
Короче - пока вы не сможете перечитать это отстраненно, как любую книгу с полки. Уже не как «это могло быть», а как - «и было это так, только так и никак иначе».
Вот тогда автор может рассчитывать на более объективное суждение.
А зачем тогда нужны «суждения в процессе»?
Вообще лишние, автору голову морочат?
Нет.
Они нужны по одной простой причине: автор должен видеть, цепляет ли его писанина хоть кого-то - или он зря тратит время. Он должен видеть - нравятся ли его хорошие герои, неприятны ли плохие, умны ли его мудрецы и смешны ли шуты. Автор иногда (часто) сам не замечает, что делает одну и ту же ошибку в каждой строчке - и чем раньше кто-то его схватит за руку, тем меньше ему потом переписывать.
Иногда автора заносит в полный бред, но сам он этого не видит, он в процессе. И в этом случае «спутник писателя» необходим: всё-таки он-то не сидит в голове автора и способен спросить: «А это еще почему?!» - и скажи спасибо, автор; возможно, вам сейчас спасли книгу.
Но не надо ожидать, что ваши «спутники» прямо по ходу написания дадут вам супер-объективную оценку на уровне маститого критика. Даже если среди них и есть этот самый маститый критик. Пока книжка не написана - пока она не «выдержана», как бренди, вдали от замыленного глаза «спутников» и автора - многие ляпы там не будут заметны.
Конечно, если автор гениален и пишет уже далеко не первую книжку... Но вы знаете, сколько есть авторов, которые написали пару шедевров, а дальше лепят фигню? Нет тут «закона опытности», не работает.
Мораль: в написании книжки есть момент Чуда, божьей искры, озарения Свыше. Иногда это чудо есть, иногда - нет. Иногда автор просто офигеть как много знает умных слов о литературе - но сам писать не умеет. А иногда он вообще никаких теорий не знает, но пишет блестяще.
И чем больше у вас читателей и мнений - на любом этапе - тем лучше. Даже если ваши читатели где-то неправы - их мнения необходимы, их стоит обдумывать и учитывать. Это - те самые, для кого вы и пишете книжки. По-моему, плох тот автор, который заранее решает «это мой читатель, а это не мой». Любой, кому интересно мое творчество, - мой читатель. Даже если он не весь мой замысел правильно понимает - но ему интересно - всё равно мой. И кстати, если он не понимает, то стоит задать себе вопрос: а я-то хорошо написал или черт знает как?
Если кто-то считает, что это всё очевидные вещи, - возьмите с полки пирожок и порадуйтесь, вы умный человек и много понимаете в жизни и писательстве. Но исходя из моего опыта - это не очевидные вещи. Иначе вопрос этот и обсуждать бы не понадобилось, а эти полтора часа я бы потратил на написание совсем других вещей. Логично?
Представьте, что вы слышите первые несколько звуков симфонии. Или видите уголок картины.
Вы сможете оценить всю картину или всё музыкальное произведение?
А вы сможете оценить стихи по первой строфе?
Я не могу. Кто может - пишите, делитесь опытом.
Возможно, это я такое существо недоразвитое - могу для себя составить полную картину только по всему произведению, а не по обрывку или кусочку. Хм?
Но я глубоко убежден, что по обрывку вообще никто не в состоянии оценить всю работу - это попросту невозможно. А если речь о живописи - то чаще всего оценить картину можно, только отойдя от нее на приличное расстояние - если вы окажетесь рядом с полотном так же близко, как я вот сейчас с монитором, вы увидите только пятна краски. И лишь когда отойдете на пяток шагов - вдруг эти пятна сольются в ту самую картину, которую задумал художник, в гармоничное и прекрасное произведение.
То же самое - книга.И неважно, насколько она толстая. Пока вы не дочитали до последнего слова последней строки - вы не можете сказать, была ли это очень хорошая книга, или приятная, но средняя, или так себе, или гениальная.
Не можете, и это факт.
Книга - такое же цельное произведение, как соната, или живописное полотно, или стихи. Или даже, точнее, - как архитектурное сооружение. Книга долго «строится» - там много разных факторов: сюжет, герои, главные и второстепенные, язык, вторые планы, и так далее; и от «архитектора», то есть писателя, зависит - окажется ли это «здание» в итоге прочным или пойдет трещинами и рухнет через месяц.
Но пока здание не выстроено и не опробовано, пока работа в процессе, мы не можем объективно оценить конечный результат. Да, я повторяюсь, но почему? Потому, что мне кажется - эти очевидные вещи далеко не всем очевидны.
О книгах.
За много лет я выучился выбирать книги из кучи незнакомых, полистав и пробежав глазами пару страниц. В самом деле среди выбранных вот так, почти наугад, неудачных было очень мало.
А уж когда начал читать - чаще всего главы достаточно, чтоб понять, «хорошо пошло» или нет.
То есть, выходит, что-то всё-таки по главе сказать можно?
Самую простую вещь: интересно ли?
Хочу ли я читать дальше?
Симпатичен ли мне герой или неприятен? Боюсь я за него, радуюсь, жалею?
Иногда зацепляешься за фразу, которая кажется мудрой или просто созвучной моим мыслям, и думаешь «какой умный человек автор!»
Короче: увлекательность. По сути, в процессе чтения я могу оценить только степень увлекательности.
И вообще-то это - именно то, что надо рядовому читателю. Если вещь увлекательна - я ее читаю и радуюсь. Если не очень - чтение идет со скрипом, и тебя не тянет вцепиться в книжку и не выпускать, пока не узнаешь, что же дальше?!
Но если речь идет о попытке оценить литературное произведение всерьез - на уровне критической статьи или семинара для студентов-писателей - там мало сказать «прочитал, интересно!» Там ты пытаешься рассмотреть эту «интересность» под микроскопом и понять, почему вот это читать интересно, а вон то - нет.
И в таком случае необходимо прочесть всю книгу. И, как и в случае с картиной, - часто лишь «отойдя», отдалившись, спустя время, неделю или месяц, - ты начинаешь осознавать, что же именно тебе не понравилось.
Конечно, если речь о многотомнике - очень много можно сказать и в процессе... томе этак на шестом. Уж на девятом - наверняка. Потому что в таком масштабном произведении уже и характеры будут очерчены глубоко, и сюжетные линии ясны, и если там написано что-то не то, к шестому тому оно уже вылезет наружу - со стадии «хм, не нравится» на стадию «ах вот в чем автор налажал!»
Все в курсе, что «нравится» - это область чувств, а «вот в чем дело» - уже рассудок?
Искусство мы в первую очередь воспринимаем чувственно. Нормальный читатель берет книгу не чтобы чего-то там проанализировать - упаси ежик, он берет ее, чтоб получить удовольствие!
И только уже потом - и то не всегда - читатель начинает размышлять: а что не так? Ведь вроде интересно было, но перечитывать не тянет. А вот та книга - куда лучше, но почему, чего же этой-то не хватает?
Возможно, далеко не всякий читатель вообще об этом думает. Возможно, если он об этом думает - он сам потенциальный автор. Но скорее, он просто умный, склонный к анализу человек, которому интересно не только жить (и читать), но и копаться в причинах и следствиях. Не всем людям это интересно - и кстати, не все могут быть критиками и писать рецензии.
Я о таких вещах не думал больше двадцати лет жизни. Пока не встретил тех, с кем об этом можно было поговорить. Пока нас было двое - я и книга, - вопрос глубокого анализа не вставал. Только когда появился собеседник, с которым постоянно говорилось «а это ты читал? И понравилось? Не очень, а почему?» - вот тогда меня потянуло в эти раскопки и ответы.
И конечно, когда сам начал писать книгу - и, естественно, задался вопросом «как написать интересно?»
Ну правда - как?!
Но одно дело - писатель, который всё продумывает, ищет правильные слова, пытается вывести живых, реалистичных и симпатичных героев... Он к книге своей и подходит как писатель. Архитектор, в общем.
И совершенно другое дело - если тот же самый человек превращается в читателя.
Писатель иногда час тупо глядит на строчку, пытаясь заменить одно слово другим, потому что ему это слово не нравится. А читатель потом резво проскакивает эту прекрасную, гармоничную, в муках рожденную строчку и вовсе ее не замечает - плевать ему на слова, ему интересно, кто убил священника!
Выходит, есть два способа оценить книгу: как автор - и как читатель.
Здесь я столкнулся с третьим способом - оценить книгу как «спутник писателя». То есть - когда ты видишь, как книга создается.
Вы думаете, в повседневной жизни обычный человек это часто видит?
Представьте, нет.
Когда ты не просто читаешь томик, взятый с полки, а ты читаешь свеженаписанную главу (а потом ждешь следующей под требовательный вопрос автора «ну как?! Что надо поменять?!») - ты невольно становишься... нет, не соавтором - но частью творческого процесса. Твое сознание понимает: это - не окончательный вариант событий. Так могло быть. А могло быть иначе.
Мы по-разному воспринимаем догадки - и факты. И мы по-разному читаем «настоящую» книгу с полки - и то, что пишется прямо у нас на глазах. И нравится нам - разное. Когда мы следим за работой художника, видим смену чувств на его лице, то восторг, то хмурые брови, то в ярости брошенную кисть - мы уже - невольно! - оцениваем не только саму картину. Мы оцениваем ее сквозь призму эмоций художника. Это называется - сопричастность.
Наше «интересно!» - объясняется не только тем, что сам сюжет интересен, а еще и тем, что интересен и еще один «персонаж» - автор. И я не о том, что автор мой друг и бла-бла-бла - я о том, что автор становится - ненамеренно и неосознанно - частью сюжета. Героем истории. Наше подсознание частично «запихивает» его в эту историю.
Что же значит - мы необъективны, когда следим за тем, как рядом автор пишет книгу? Если нам нравится - грош этому цена?
Вовсе нет. Раз нравится - раз интересно, и хочется новой главы - то значит, в книге что-то есть. Значит, автор не бездарь, раз чем-то сумел зацепить. Значит - надо писать дальше.
Но чтобы оценить всю эту книгу с позиции ее литературной ценности - надо:
1) дождаться последней строчки.
2) дождаться того момента, когда автор всё отредактирует и сто раз перепроверит.
3) подождать месяц-другой - пока ваша «сопричастность» не выветрится из памяти, как и моменты сюжета, давно уже переделанные; и пока сам автор не «покинет ряды» персонажей.
Короче - пока вы не сможете перечитать это отстраненно, как любую книгу с полки. Уже не как «это могло быть», а как - «и было это так, только так и никак иначе».
Вот тогда автор может рассчитывать на более объективное суждение.
А зачем тогда нужны «суждения в процессе»?
Вообще лишние, автору голову морочат?
Нет.
Они нужны по одной простой причине: автор должен видеть, цепляет ли его писанина хоть кого-то - или он зря тратит время. Он должен видеть - нравятся ли его хорошие герои, неприятны ли плохие, умны ли его мудрецы и смешны ли шуты. Автор иногда (часто) сам не замечает, что делает одну и ту же ошибку в каждой строчке - и чем раньше кто-то его схватит за руку, тем меньше ему потом переписывать.
Иногда автора заносит в полный бред, но сам он этого не видит, он в процессе. И в этом случае «спутник писателя» необходим: всё-таки он-то не сидит в голове автора и способен спросить: «А это еще почему?!» - и скажи спасибо, автор; возможно, вам сейчас спасли книгу.
Но не надо ожидать, что ваши «спутники» прямо по ходу написания дадут вам супер-объективную оценку на уровне маститого критика. Даже если среди них и есть этот самый маститый критик. Пока книжка не написана - пока она не «выдержана», как бренди, вдали от замыленного глаза «спутников» и автора - многие ляпы там не будут заметны.
Конечно, если автор гениален и пишет уже далеко не первую книжку... Но вы знаете, сколько есть авторов, которые написали пару шедевров, а дальше лепят фигню? Нет тут «закона опытности», не работает.
Мораль: в написании книжки есть момент Чуда, божьей искры, озарения Свыше. Иногда это чудо есть, иногда - нет. Иногда автор просто офигеть как много знает умных слов о литературе - но сам писать не умеет. А иногда он вообще никаких теорий не знает, но пишет блестяще.
И чем больше у вас читателей и мнений - на любом этапе - тем лучше. Даже если ваши читатели где-то неправы - их мнения необходимы, их стоит обдумывать и учитывать. Это - те самые, для кого вы и пишете книжки. По-моему, плох тот автор, который заранее решает «это мой читатель, а это не мой». Любой, кому интересно мое творчество, - мой читатель. Даже если он не весь мой замысел правильно понимает - но ему интересно - всё равно мой. И кстати, если он не понимает, то стоит задать себе вопрос: а я-то хорошо написал или черт знает как?
Если кто-то считает, что это всё очевидные вещи, - возьмите с полки пирожок и порадуйтесь, вы умный человек и много понимаете в жизни и писательстве. Но исходя из моего опыта - это не очевидные вещи. Иначе вопрос этот и обсуждать бы не понадобилось, а эти полтора часа я бы потратил на написание совсем других вещей. Логично?
@темы: размышлизм, книжное, люди
мужикубабефутанари - глубоко противны.Master Fi, главное - всё делать вовремя... если продолжить аналогию с вином - то вино стоит оставить в покое, пока оно выдерживается. Если каждый день лезть к этой бочке и пробовать - к нужному дню там мало что останется, а требуемый вкус вы все равно не почувствуете...
Опять интересные мысли…
Вот и я тут к ним «небольшой» коммент накатала.
Вообще книгу все же можно оценить и по кусочку: по его динамике, по незамыленности, увлекательности и по критерию: провисает сцена или нет.
Что мы делаем стоя у прилавка, когда разрываемся между двумя (тремя, четырьмя) книгами? Правильно, раскрываем на любой странице и читаем по абзацу - что больше зацепило, то и берем. А остальное откладываем до следующего раза (если, конечно, прочитанный отрывок не убил желание читать.)
Так вот и оценивают по кусочку… Жестко? Жестко, а что поделаешь.
Меня вообще удивляют многие авторы:
Оправдываются, что это, мол, начало такое, а дальше все как по маслу. Гнилая отмазка. Если ты писатель, то изволь причесать свое произведение так, чтобы каждая строка цепляла и не отпускала. Это тяжелая работа: постоянно перечитывать свою же писанину (заставить бы это делать некоторых авторов, да еще и вдумываться в написанное(!!)), достаточная самокритичность, адекватность и усидчивость.
Если посмотреть на конкуренцию и вообще на ценность времени для читателя, то любые вопросы в этой области должны отпасть - писАть, так писАть (а можно ведь и пИсать. Кому что. Дело аффтара боится.).
И еще меня как-то странно удивляет скорость написания этих "шедевров"...
И часто авторы плачутся: "Меня не читают." Хочется спросить: а что ты сделал, чтобы тебя читали? Написал несколько страниц "отсебятины" красивыми словами и все: гений, творец, демиург? Но для того, чтобы читали нужно заманить читателя первым абзацем (что-что, а это для любой кнги вообще святое) и держаться в том же темпе до конца, дабы не вызвать разочарования.
И мода пошла: понапихать в текст кучу всякой белиберды и пустоты для объема.
Но умный автор что делает? Конечно, берет и выкидывает весь этот «целлюлит». Вытачивает фигуру, проще говоря.
«Идеальное» - это не то, когда добавить туда ничего уже нельзя, а то, откуда уже ничего невозможно выкинуть.
Если сцена провисает, т. е. не привносит новой ценной информации и не влияет как-то на внутренний мир персонажа, то ее, как правило, удаляют. И так со всем: диалогами, описаниями и прочим. Жалко? Но какой смысл читать лишние тонны страниц не несущих в себе ни-че-го?
И еще. Вот тебе кусочек (да-да, отнимаю время всякой ерундой, но для тренировки полезно.) (Взято с просторов интернета. Автор сего шедевра неизвестен). Ты только вчитайся:
Ольга лежала на полу, как выпавшая из аквариума рыбка. Без следов крови и сопротивления обстоятельствам.
Мокрая от пота голова закатилась далеко под кровать. Пока я перекладывала ее на подушку, Оля приоткрыла жаберные створки глаз и снова ушла в глухую несознанку.
Первый раз Ольга грохнулась на пол, когда я была в командировке. Мне достались только красочные рассказы домашних про «Скорую», «глюкозу по вене» и чудесное возвращение прямо «на игле».
В этот раз все самое интересное предназначалось для меня.
Мама звонила не переставая, и истошно мычала в трубку. Речи она лишилась уже давно, еще раньше, чем отказали конечности. От двух ног и рук, в рабочем состоянии осталась только одна правая. Вот одной правой она и пишет нам свои проклятия, просьбы, подробные пожелания на завтрак, обед и ужин. Блокнот и ручка — это ее единственный способ общения с обслуживающим персоналом.
Этой же рукой, изведенными артритом пальцами, она нажимает кнопку «1» своего мобильного. Быстрый набор. Очень удобно. «1» — это я, служба экстренной помощи…
Ну, как тебе порция "жескача"? Вот скажи, ты бы стал это читать дальше? А хочется на полную, так сказать, картину посмотреть?
*По мне, так здесь и так полнее некуда...*
А эти жаберные глазки и закатившаяся голова с неосознанкой... Эх, автор долго сидел "на игле", нэ?
...Выходит - по кусочку таки можно оценить.
А иногда он вообще никаких теорий не знает, но пишет блестяще.
Деть индиго?
Нет, Риш. Здесь я с тобой не согласна. Он может и пишет хорошо, но только для новичка.
(Хотелось бы мне посмотреть на эту чудную зверь-птицу.)
Блеск и точность штриха оттачиваются с годами, с опытом, с осознанием что писать и как писать. (Потом появляются уже собственные секреты и «примочки» - особая динамика, «режиссура», подача и т.д.)
И не надо утверждать, что он принимает сигналы из космоса))
Вообще грустно, когда писатель так говорит, потому, что не осознает природу своего творчества, и, следовательно, пишет стихийно, не вникая.
А надо думать, переписывать, переделывать, шлифовать. А это – путь
мутьписателя…*и спасибо за фрагмент - в самом деле, о многом говорит* )
Но тем не менее - ты слишком обобщаешь. На практике я очень часто вижу следующее:
1) читаешь кусочек, и всё прекрасно: и чувство юмора, и хороший стиль, и вроде интересно.
Покупаешь книгу, читаешь... и увязаешь в болоте.
Или так: читаешь, всё прекрасно, но подходит развязка - и... впечатление от книги никакое.
2) читаешь кусочек - и ничего не понимаешь. Много персонажей, картина неясна. Но читаешь дальше - и вдруг всё проясняется, паззл складывается, прекрасная книга. Но нет - не рассчитана на то, чтобы «поразить с первого взгляда». Рассчитана на серьезного, вдумчивого читателя.
Очень часто «спецэффекты» отличают попсу. Когда хорош и ярок один этот первый абзац. А дальше - увы.
И еще. Насчет теорий. Ты же не хочешь сказать, что только профессора-филологи пишут хорошие книги? Их сплошь и рядом пишут люди совсем иных профессий. А иногда их пишут домохозяйки, которые вряд ли способны прочесть курс лекций по литературоведению (вспомним «Унесенных ветром»).
Конечно, для написания хорошей книги нужна большая работа. Нужен опыт. Размышления, поиски, оттачивание мастерства. Но я уверен, что далеко не всякий филолог, критик и литературовед способен написать книгу. И далеко не всякий писатель обязан знать терминологию. Он обязан разбираться в человеческих душах, обладать живым воображением, даром «рисовать картины словами» и большим словарным запасом. Он должен чувствовать, где нужен накал страстей, а где - размеренное повествование. Он должен знать, где следует говорить героям, а где автору. И прочие тонкости. Но если у этого человека от природы талант психолога и «сочинителя историй», рассказчика - он сумеет написать хорошую книгу. Даже если не знает каких-то мудреных слов из учебников по филологии.
1) дождаться последней строчки.
2) дождаться того момента, когда автор всё отредактирует и сто раз перепроверит.
3) подождать месяц-другой - пока ваша «сопричастность» не выветрится из памяти, как и моменты сюжета, давно уже переделанные; и пока сам автор не «покинет ряды» персонажей. "
Так, вот теперь я поняла!.))) Почему я никак не могу ни дождаться, ни допроситься следующих глав твоей книги - ты теперь бессовестно просто ждешь, когда "выветришься" у меня из памяти.))) Так вот, не дождешься!..) На собираюсь я тебя так просто забывать. Я тебя и тут нашла и теперь у тебя нет отговорок, что ты где-то там...)
Эх, Риш, зря ты про Маргарет Митчелл вспомнил..)
Не такая уж она и случайно написавшая книгу «домохозяйка», это скорее к Донцовой относится… Да, «Унесенные ветром» - это нечто. Да, это первая книга «домохозяйки». Но и единственная. Ты только вдумайся – она десять лет писала одну книгу! Я уже молчу о том, какая кропотливая работа была проделана: корректировки, правки, сопоставление с историческими событиями. И любой мыслящий человек за десяток лет такой работы начнет уже разбираться во многих подводных камнях писательства. А отсюда и объяснение тому, как домохозяйка смогла написать достойную книгу. *Или я не права?*
Да, писатель не обязан знать мудреных слов и не обязательно быть ни филологом, ни кандидатом литнаук – они пишут (ели пишут) книги для слишком узкого круга (как правило, ученой элиты), а там уже своя «игра слов». Я говорю о том, что автор должен иметь представление о построении сюжета (и это естественно, что помимо писательской базы знаний автор должен обладать еще и широтой энциклопедичности), знать какие штампы не трогать вообще, правильно строить диалоги, «подбирать» и лепить персонажей и прочее, т.е. то, что касается непосредственно того «как» писать. Он должен, нет, он обязан это знать, т.к. одним чутьем, увы, не обойтись. Приведу пример для пущей наглядности: человек, не знающий основ программирования может работать за компьютером, но, согласись, его возможности имеют предел "новичка", перепрыгнуть через который можно лишь благодаря знаниям чисто в этой области.
Но я уверен, что далеко не всякий филолог, критик и литературовед способен написать книгу.
Хе, эти скорее задаются вопросом «а зачем вообще писать книгу?»))
Когда-то читала, что больше всего писателей вышло из физиков и врачей.
Странно, да?)
Но, если вдуматься, то это даже в какой-то степени символично: они представляют собой два полюса по отношению к человеку как "объекту исследования". Для одних - это что-то слишком абстрактное, для других - наоборот, - слишком прикладное.
Может быть, на стыке этих парадоксов и рождается понимание какой-то глубины психологии и вообще чего-то самого настоящего.
Это, конечно, не правило, но, как некий факт, имеет место быть. )
А вот что такое хороший писатель...
Для меня - это когда читаешь его книгу, а тебе кажется, что написал это (или мог бы написать) ты САМ...
Потому что хороший писатель и хорошая книга заставляют тебя "отзываться", как камертон.
Махровое ИМХО! ))) Может быть, кто-то думает иначе.
Кот и его Шредингер , это сложная тема. Конечно, написание книги требует определенных познаний, согласен. Но здесь можно научиться всему, просто читая других хороших писателей и «впитывая». Мне так кажется. Ну и, конечно, обладая интуитивным знанием психологии, чувством момента, логикой, а также некоторыми познаниями в истории, географии, социологии... Но я-то говорил именно об «академических» знаниях... Мне ведь не обязательно знать названия тех приемов, которые я использую, - хотя я наверняка их использую ))
А насчет Митчелл - думаю, она не одна. Просто она на слуху... да и что значит - домохозяйка? Раньше интеллигенция, аристократия не работала в нашем понимании, но образование они получали - дай боже. И выходит, практически любая известная писательница, та же Остин, к примеру, - домохозяйка ))))
больше всего писателей вышло из физиков и врачей.
Для одних - это что-то слишком абстрактное, для других - наоборот, - слишком прикладное. Может быть, на стыке этих парадоксов и рождается понимание какой-то глубины психологии и вообще чего-то самого настоящего.
А вот что такое хороший писатель... Для меня - это когда читаешь его книгу, а тебе кажется, что написал это (или мог бы написать) ты САМ... Потому что хороший писатель и хорошая книга заставляют тебя "отзываться", как камертон.
Согласен )) Или - не то чтобы ты сам это написал, но - ты забываешь, что это «фантазия», книга... ты просто узнаёшь истории живых людей. И они тебе очень небезразличны. Вот тогда - книга отличная...
Это я сейчас так "Туманы Авалона" Брэдли читаю, вернее перечитываю уже..) И оба раза я "нервничаю", спорю и переживаю вместе с героями. А в первый раз она меня околдовала вообще эта книга, в буквальном смысле слова...)
Верно!
Только и тут бывает две ступени "погружения".
Есть книги как захватывающие образцы настоящей ЛИТЕРАТУРЫ, которую хочется просто ЧИТАТЬ, наслаждаясь текстом, а есть книги, в мирах которых хочется ЖИТЬ вместе с героями...
Не знаю, может я немного непонятно объясняю...
Скажем, в первом случае читаешь и просто сочувствуешь героям и следишь за тем, как он решает СВОИ проблемы; во втором - ты находишь полное совпадение со своими собственными проблемами и раздумьями. И решаешь их ВМЕСТЕ с героем, разделяешь его мысли. Поэтому такие книги больше захватывают.
Где-то так. )