«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Искусству угрожают два чудовища:
художник, который не является мастером,
и мастер, который не является художником.
(с) А. Франс


Самое сложное - начать. Первое слово, первые строки. От того, как начинается история, зависит очень важный момент - первое впечатление. И каждый автор ищет свой способ «зацепить на крючок» внимание читателя.

«Черт побери!» - вскричала герцогиня.

много-много букаф

@темы: размышлизм, книжное

Комментарии
25.09.2009 в 15:59

Хрупкая и уязвимая помесь тарана и торнадо.
Поэтому Риш-сан сейчас внимательно изучит правила отправки работы в издательство "Армада" ака "Альфа-книга", ежели чего надо уточнить - созвонится с их редактором... и отправит рукопись.
25.09.2009 в 20:38

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
и отправит рукопись.

«Бе-бе-бе» (с) :-/
Отправит... как только напишет ещё две главы. Поскольку все-таки нехорошо посылать вещь, не законченную ну ничем.
*а вот потом, когда не будет ответа, тут-то он и впадет в хорошую, полноценную депрессию*
25.09.2009 в 20:45

Хрупкая и уязвимая помесь тарана и торнадо.
Только авансом не впадай...
26.09.2009 в 10:47

Люди желают трех вещей: денег, секса и развлекаться.
"развлекаться"- это не вещь. Непростительная ошибка!!))
05.10.2009 в 11:20

Человеку нужен че-ло-век...(С. Лем)
Риш!!!
Наконец-то я добралась до этой странички!
Вчера, когда уже готовилась нажать кнопку "отправить", "сетка" меня безжалостно выкинула. ((

А некоторыми "размышлизмами" хотелось поделиться...
...
Если вдуматься, тут затронут даже не один, а несколько вопросов.
Но, раз уж разговор зашел о «понятности», на ней и остановимся.
(Только сразу следует оговориться, что речь будет идти не об УЧЕБНЫХ работах. Тогда термин «понятности» нуждался бы в другом подходе и других доказательствах).

Что-то мне подсказывает, что эта пресловутая «понятность-непонятность», стоящая между писателем и читателем, при более пристальном рассмотрении все же является проблемой ЧИТАТЕЛЯ, нежели писателя.

Но – пойдем по порядку.

«Самое сложное - начать. Первое слово, первые строки. От того, как начинается история, зависит очень важный момент - первое впечатление. И каждый автор ищет свой способ «зацепить на крючок» внимание читателя.
Вот в чем цель «зацепки» - читатель должен удивиться (а лучше - поразиться), он должен почувствовать, что от него что-то интересное скрывают, и захотеть это «что-то» узнать.
Ведь всё это и называется – заинтересоваться».
(С)

Верно.
Начало во многом определяет дальнейшее отношение читателя к тексту.
Первая фраза зачастую становится лакмусом нашего интереса, сигнальным маячком, на свет которого привлекаются новые и новые читатели.

«…Но что делать читателю, если после яркой «зацепки» следует страница (а то и пять) текста, который ну никак этому читателю не приходится по сердцу? Или герои там поступают странно, а чувствуют и думают ещё более странные вещи, или авторская мысль вам не близка… а почему? Да просто она непонятна». (С)

Но ведь никто и не гарантировал, что «заманившая» нас фраза, сыгравшая роль «приманки», станет также ключом и универсальной «отмычкой», отпирающей все «тайные комнаты» и «шкатулки с секретом», которые имеются в романе!
У нее была своя функция, - «зацепить» читателя, и она ее с успехом выполнила. Так что грех требовать от нее чего-то большего.

А вот далее в игру вступают такие «переменные величины», как ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ и ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ВКУС.
И только они могут стать помощниками в разгадывании авторской загадки, и определить дальнейший интерес к чтению.

Первый (ОПЫТ) необходим для того, чтобы не перепрыгивать через какие-то ступени и не браться за что-то ЗАВЕДОМО непосильное, что по этой причине может быть объявлено «непонятным».
Второй (ВКУС) являясь частью того же опыта, только более «концентрированного», предполагает вполне сложившиеся и СОЗНАТЕЛЬНЫЕ навыки того, как отличать «кислое от сладкого» и «зеленое от розового».

Согласитесь, если десятилетнему малышу подсунуть книги Кафки, Набокова или Толстого (за исключением рассказов, написанных им специально для детей), книги этих авторов непременно попадут у маленького читателя в разряд «непонятных».
Вернее, будут им так НАЗВАНЫ. – Хотя с высоты опыта взрослого они таковыми не кажутся. Так как книги «растут» вместе со своими читателями.
Сначала – «Репка» и «Колобок», потом – Маршак и Барто, позже – Крапивин и Гайдар, еще чуть позже – Дюма и Майн Рид. (Заранее прошу прощения за этот ряд, который может показаться кому-то странным и наивным, - это ряд МОЕГО детства, и каждый может выстроить вместо него свой). А вот затем уже – тот самый Кафка.

Мысль ясна? – Опыт – это неуклонное поступательное движение от более простого – к менее простому – и накопление определенного багажа знаний. Который в дальнейшем, при столкновении читателя с более сложной, тонкой и вычурной вещью позволит сделать ее «понятной», пользуясь хранилищем ассоциаций, сопоставлений и сравнений.
И вот тут Опыт начинает сливаться со второй своей «ипостасью» - Вкусом.

Ибо Вкус – это не просто СКОПЛЕНИЕ и СОБРАНИЕ каких-то знаний, но – прежде всего – РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОБОСТРЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ при помощи включения НОВЫХ «РЕЦЕПТОРОВ». То есть, более утонченное и, если на то пошло, «профессиональное» чтение. Которое отличается от беглого и поверхностного проглядывания текста «по диагонали». И уж тем более – от бездумного и бесцельного «расслабления», с чем у многих – увы! – часто ассоциируется чтение.

И такой взгляд довольно широко распространен. Если сравнивать чтение с математикой, то всё то, что посложнее элементарных основ сложения и вычитания, такой читатель предпочитает отнести в разряд «непонятного», нежели прикладывать какие-то усилия для освоения «алгебры» и прочих высших материй.

«…всё непонятное мешает читателю-потребителю заниматься любимым делом, ради которого он, собственно, и взял в руки эту книжку, - расслабляться. То есть - отключить утомленные учебою и работой мозги и плыть по волнам столь желанного безмыслия. Милостиво позволяя автору его (читателя) развлекать». (С)

«Просмотрел – расслабился – забыл».
Ни уму – ни сердцу.
А ведь ЧИТАТЬ – в классическом варианте - это на самом деле не просто складывать буквы в слова, а слова – в предложения, но и видеть за этими самыми словами скрытую мысль, проникая «между строк».

Потому что, как мы уже знаем, всякое литературное произведение – это загадка, которую предстоит разгадать, причем, у каждого автора свой «код», каждое из произведений уникально, и требует своей «отмычки».

«Мы впитываем «с молоком матери» определённую систему мышления и способ выражать свои мысли. По мере взросления кто-то осваивает «иностранные языки» - то есть, способ коммуникации с другими существами своего вида». (С)

Именно! То есть, с возрастом усложняется не только манера излагать мысли, но (надеюсь)) – и способность ПОНИМАТЬ их.
И это умение - умение ПОНИМАТЬ текст - теснейшим образом связано с понятием ВКУСА.
Но он не вырастает на пустом месте.
Его, как ни странно, можно и нужно в себе воспитывать и развивать.

Потому что, как и все человеческие навыки, он может остаться на зачаточном, примитивном уровне, может подняться до дилетантско-ремесленного, а может дойти до уровня гурмана.

«Грустная истина в том, что если автор более образован, чем читатель, то последний автора не поймет. Но это ещё полбеды - куда грустнее, если непонявший попросту бросит книгу, где столько незнакомых слов, да ещё и автора обругает - непонятно, мол, пишешь». (С)

Вот мы и вернулись к тому, с чего начали: понимание – это проблема читателя, а точнее, проблема его образования и воспитания, сформировавших его вкус. Хорошо развитый вкус - настоящее искусство. Требующее определенной работы над собой.

Зачем это нужно?

Затем, что иначе происходит снижение его «планки», «одичание».
Так, к примеру, дичают кусты роз, постепенно вырождаясь в шиповник, если за ними не ухаживать и не культивировать.

Так не лучше ли постараться стать «профессиональным» читателем, чем вечно предаваться упрекам на «непонятность» автора?
Непонятно – отложите на некоторое время и постарайтесь осмыслить прочитанное. Не бойтесь вернуться к «непонятному» тексту снова и снова.
«Читатель не тот, кто читает, а тот, кто перечитывает». (Цитата; правда не знаю, откуда).

Да-да, представьте себе!

Что вы приобретаете? - Гамму нюансов, необыкновенную палитру восприятия!
Представьте: увидеть новые цвета! Ощутить новый вкус! Почувствовать более острые эмоции!..
Разве это не стоит проведенной работы и затраченных усилий?
Не успокаиваться и не отступать перед «непонятностью».

«Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться, - И день и ночь, И день и ночь!» (С)
07.10.2009 в 05:50

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Благодарю за такой комментарий... по сути, не просто дополнивший мои слова, а являющийся грамотным, точным ответом на обозначенные мною вопросы.

Вообще слегка забавно то, что вчера я написал ещё кое-что о книгах, где мелькнула мысль о специфике понятия «книга» в ряду прочих видов искусства. И о том, что для восприятия этого особого вида искусства такой труд, как обдумывание, работа мысли, - не просто желателен, а необходим.

А вообще, сложные это вещи... хороший вкус, читательская интуиция... ведь на это всегда могут ответить - «а это просто не моя книга» - и будут правы... такое тоже постоянно случается. Я сам прочел далеко не всё, что входит в «набор интеллигентного читателя». Увы...(

Одна из великих тайн нашего мира - секрет Интересности. Как понять - интересны ли мои идеи узкому кругу, тысячам людей или всего лишь парочке читателей? Как этой интересности добиться, если я хочу не просто «написать книжку», а сказать вполне конкретные вещи, поведать именно свою историю?..

Нет ответа.

Как сделать, чтобы близкие и важные для меня люди не просто советовали мне идти в издательство, а хотя бы в нескольких словах дали понять, что их хоть чуточку заинтересовал мой мир и мои герои?

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии