«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Привычка к цитированию своих же комментариев до добра не доводит...
«Я никогда не думала, что образование станет платным,
а библиотеки будут закрывать за ненужностью».
(Shokona)
Флер «страны для людей» слетел так быстро, что многим наверняка не верится в реальность этого разрушения советской сказки. «Самой читающей нации с самым лучшим образованием» больше нет, хм? Грустно то, что ее и не было. Кто принимает эти законы? Именно те подросшие октябрята-пионеры-тимуровцы... Что означает, если в любящей, благополучной, образцовой семье ребеночек однажды убивает своих замечательных родителей? Не говорит ли это о том, что эта семья вовсе не была такой уж благополучной и образцовой?
Почему-то очень многие не видят эту явную взаимосвязь. Но если я и правда что-то люблю с детства, во что-то верю - с какой стати мне это разрушать? Ради чего?
Деньги... да, всем хочется денег, но отчего это желание столь яростно захлестнуло всё остальное? Такое не происходит внезапно, в одночасье... и уж точно - такое не происходит с людьми, искренне верящими в идеалы, далекие от циничного стяжательства. Это просто правда, вырвавшаяся наружу. Мы жили в котле под высочайшим давлением... в скороварке. Кто виноват, что котел в итоге взорвался? Тот, кто открыл крышку? Или все-таки тот, кто закручивал и закручивал ее, не думая о законах физики... и что куда опаснее - в нашем случае, не думая о законах человеческой природы.
Нельзя отнять у людей нечто необходимое безнаказанно. О морали, нравственности, «высоком-чистом», искусстве, музыке и поэзии можно часами рассуждать с тем, кто располагает духовными силами, чтобы любить всё это. Но если ваш собеседник попросту умирает от голода - причем не час, не два, не день или неделю, а голодает с рождения - поймет ли он ваше «высокое и чистое»? Даже если такой человек попытается понять вас - ему попросту будет не до того. Всю его истинную суть будет снедать лишь голод. Точно так же, если человек годами, с детства, живет в боли - в основе его души, стремлений, желаний будет лишь эта боль. Именно она будет диктовать ему, куда направить энергию... даже если это не сразу станет ясно по его поступкам.
У людей нашей страны с детства отнимали то главное, что питает духовную сторону жизни человека, - свободу видеть правду. Свободу думать. Если бы дело было лишь в дефиците, нехватке материальных ценностей... но ведь все было куда глубже. Нас растили во лжи. В странах «загнивающего капитализма» бедняки могли умирать от голода и болезней, дети могли болеть и страдать под равнодушными взорами циничных «сильных мира сего» - но никто не отнимал у этих бедняков права называть вещи своими именами. Никто не отнимал у людей более везучих права публично звать жадность - жадностью, цинизм - цинизмом, лицемерие - лицемерием. Никто не делал вид, будто бы зла вовсе нет. О реальности зла не только думали и иногда шептались, боясь даже самым близким проговориться, - о реальности зла писали книги, снимали фильмы, о нем говорили и кричали.
И хотя, казалось бы, книга о страданиях нищих и равнодушии миллионеров не накормит бедняка - но она сделает нечто, по-своему не менее важное: откроет людям двери к духовной свободе. К правильному осознанию самых важных приоритетов - добра и зла, тьмы и света. Когда мир жесток, но человек свободен открыто сказать своим детям об этой жестокости - остается шанс, что они вырвутся из замкнутого круга. Они, быть может, тоже будут творить зло - но по крайней мере, ни они сами, ни тем более, окружающие не станут звать это хорошим и правильным.
Если бы в нашем «совковом» детстве на уроках литературы не навязывали мнений о книгах, ставя двойки за любое проявление свободомыслия, - люди не кинулись бы, став взрослыми, с таким упоением изничтожать эти уроки литературы.
И пусть это могут счесть мещанством - но если бы наши подростки во дни «великого Советского Союза» свободно могли делать то, что в это же время делали подростки всего мира - носить джинсы и кроссовки, запросто покупая их в любом магазине, а не «добывая» с огромными усилиями и разрушением души (ибо добывание было незаконным), смотреть любое кино, давать волю чувствам - не доходя до разврата и ранних беременностей, а просто имея право на естественные проявления юности, на желание любить и быть любимым, желание состояться как личность, желание ощутить себя «не хуже других», чем-то блеснуть, выделиться... пусть даже чем-то глупым - но ведь на то они и подростки. Если бы на этих уроках литературы им позволили и вправду иметь свое мнение, а не зубрить чужое - именно тогда бы эти подростки научились ЖИТЬ. Не выживать - исхитряясь, добывая, виляя, выкручиваясь, - а просто жить. Называя трудности своими именами - и тем самым получая шанс побороться с ними на равных. И в произведениях ненавидимых всеми классиков усматривая не набор скучных и ненужных тезисов, вроде «лишних людей», не выдуманную каким-то хитрым манипулятором мертворожденную мораль, никак не применимую к реальности, - а находить в книгах живых, сложных, страдающих и ищущих себя людей. В чем, собственно, и есть смысл литературы... в чем и состоит ее ценность. Книга - учебник жизни... да, но лишь тогда, когда никто не склеивает в ней страницы.
Все это чертовски грустно. И все это чертовски естественно и предсказуемо.
Мы не катимся во внезапно разверзнувшуюся пропасть (или злостно вырытую каким-то местным сообществом сауронов) - нет, мы просто долгие годы строили дома на склоне вулкана. Мы не жертвы мирового заговора - мы попросту жители Помпеи, чья гибель - не более чем естественное следствие законов природы.
Остается лишь спросить себя: отчего кто-то, зная о наличии в недрах этой «чудесной красивой горы» бурлящей раскаленной магмы, - тем не менее, поощрял тысячи бедолаг строить здесь жилища? И более того - затыкал рты тем, кто тоже знал, опасался пробуждения вулкана и пытался во весь голос говорить об этом.
«Я никогда не думала, что образование станет платным,
а библиотеки будут закрывать за ненужностью».
(Shokona)
Флер «страны для людей» слетел так быстро, что многим наверняка не верится в реальность этого разрушения советской сказки. «Самой читающей нации с самым лучшим образованием» больше нет, хм? Грустно то, что ее и не было. Кто принимает эти законы? Именно те подросшие октябрята-пионеры-тимуровцы... Что означает, если в любящей, благополучной, образцовой семье ребеночек однажды убивает своих замечательных родителей? Не говорит ли это о том, что эта семья вовсе не была такой уж благополучной и образцовой?
Почему-то очень многие не видят эту явную взаимосвязь. Но если я и правда что-то люблю с детства, во что-то верю - с какой стати мне это разрушать? Ради чего?
Деньги... да, всем хочется денег, но отчего это желание столь яростно захлестнуло всё остальное? Такое не происходит внезапно, в одночасье... и уж точно - такое не происходит с людьми, искренне верящими в идеалы, далекие от циничного стяжательства. Это просто правда, вырвавшаяся наружу. Мы жили в котле под высочайшим давлением... в скороварке. Кто виноват, что котел в итоге взорвался? Тот, кто открыл крышку? Или все-таки тот, кто закручивал и закручивал ее, не думая о законах физики... и что куда опаснее - в нашем случае, не думая о законах человеческой природы.
Нельзя отнять у людей нечто необходимое безнаказанно. О морали, нравственности, «высоком-чистом», искусстве, музыке и поэзии можно часами рассуждать с тем, кто располагает духовными силами, чтобы любить всё это. Но если ваш собеседник попросту умирает от голода - причем не час, не два, не день или неделю, а голодает с рождения - поймет ли он ваше «высокое и чистое»? Даже если такой человек попытается понять вас - ему попросту будет не до того. Всю его истинную суть будет снедать лишь голод. Точно так же, если человек годами, с детства, живет в боли - в основе его души, стремлений, желаний будет лишь эта боль. Именно она будет диктовать ему, куда направить энергию... даже если это не сразу станет ясно по его поступкам.
У людей нашей страны с детства отнимали то главное, что питает духовную сторону жизни человека, - свободу видеть правду. Свободу думать. Если бы дело было лишь в дефиците, нехватке материальных ценностей... но ведь все было куда глубже. Нас растили во лжи. В странах «загнивающего капитализма» бедняки могли умирать от голода и болезней, дети могли болеть и страдать под равнодушными взорами циничных «сильных мира сего» - но никто не отнимал у этих бедняков права называть вещи своими именами. Никто не отнимал у людей более везучих права публично звать жадность - жадностью, цинизм - цинизмом, лицемерие - лицемерием. Никто не делал вид, будто бы зла вовсе нет. О реальности зла не только думали и иногда шептались, боясь даже самым близким проговориться, - о реальности зла писали книги, снимали фильмы, о нем говорили и кричали.
И хотя, казалось бы, книга о страданиях нищих и равнодушии миллионеров не накормит бедняка - но она сделает нечто, по-своему не менее важное: откроет людям двери к духовной свободе. К правильному осознанию самых важных приоритетов - добра и зла, тьмы и света. Когда мир жесток, но человек свободен открыто сказать своим детям об этой жестокости - остается шанс, что они вырвутся из замкнутого круга. Они, быть может, тоже будут творить зло - но по крайней мере, ни они сами, ни тем более, окружающие не станут звать это хорошим и правильным.
Если бы в нашем «совковом» детстве на уроках литературы не навязывали мнений о книгах, ставя двойки за любое проявление свободомыслия, - люди не кинулись бы, став взрослыми, с таким упоением изничтожать эти уроки литературы.
И пусть это могут счесть мещанством - но если бы наши подростки во дни «великого Советского Союза» свободно могли делать то, что в это же время делали подростки всего мира - носить джинсы и кроссовки, запросто покупая их в любом магазине, а не «добывая» с огромными усилиями и разрушением души (ибо добывание было незаконным), смотреть любое кино, давать волю чувствам - не доходя до разврата и ранних беременностей, а просто имея право на естественные проявления юности, на желание любить и быть любимым, желание состояться как личность, желание ощутить себя «не хуже других», чем-то блеснуть, выделиться... пусть даже чем-то глупым - но ведь на то они и подростки. Если бы на этих уроках литературы им позволили и вправду иметь свое мнение, а не зубрить чужое - именно тогда бы эти подростки научились ЖИТЬ. Не выживать - исхитряясь, добывая, виляя, выкручиваясь, - а просто жить. Называя трудности своими именами - и тем самым получая шанс побороться с ними на равных. И в произведениях ненавидимых всеми классиков усматривая не набор скучных и ненужных тезисов, вроде «лишних людей», не выдуманную каким-то хитрым манипулятором мертворожденную мораль, никак не применимую к реальности, - а находить в книгах живых, сложных, страдающих и ищущих себя людей. В чем, собственно, и есть смысл литературы... в чем и состоит ее ценность. Книга - учебник жизни... да, но лишь тогда, когда никто не склеивает в ней страницы.
Все это чертовски грустно. И все это чертовски естественно и предсказуемо.
Мы не катимся во внезапно разверзнувшуюся пропасть (или злостно вырытую каким-то местным сообществом сауронов) - нет, мы просто долгие годы строили дома на склоне вулкана. Мы не жертвы мирового заговора - мы попросту жители Помпеи, чья гибель - не более чем естественное следствие законов природы.
Остается лишь спросить себя: отчего кто-то, зная о наличии в недрах этой «чудесной красивой горы» бурлящей раскаленной магмы, - тем не менее, поощрял тысячи бедолаг строить здесь жилища? И более того - затыкал рты тем, кто тоже знал, опасался пробуждения вулкана и пытался во весь голос говорить об этом.
А мне как раз кажется, что это правильно!
У меня твой комментарий мало кто прочтет, а тут его увидит много людей!
А это, собственно, и не комментарий, а полноценный пост с размышлениями.
Так что - пусть будет!!!)))
Забитой правды возрожденье,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью..." (с)
Shokona, надеюсь, наши воззрения не сильно различаются? )))))
Rhiannon, это подозрительно смахивает на тонкий сарказм, нэ? ))))))))))
Мы же почти из одного поколения! Значит, в любом случае, должны понимать друг друга!!!))))
Ну, тогда - мы же одни мультики смотрели!!!)))) Это тоже мало??)))))
А вот можно вопрос на эту тему? Речь о высшем образовании или о школах тоже? Я читала, что школы и больницы переводят на коммерческую основу, но, если честно, посчитала это уткой... Или же это действительно так?
Увы, это далеко не утка!
И кое-где в школах это уже внедряется...
Но в данном случае я говорила о высшем образовании.
Раньше в ВУЗы невозможно было поступить из-за огромных конкурсов, сейчас - из-за огромных цен за обучение...(((
Весело, правда?
Вот и скажите мне: кто это творит? Злобные американцы? Злобные японцы? И прочее злобное мировое сообщество, живущее исключительно мечтою развалить Великую, Могучую итэдэ Русь-матушку?
И нет, не смешно. Потому что в эту мутотень насчет "злобных ворогов нашей великой родины" верят не темные бабульки из деревни Тяпкино - в это верят вполне образованные (с виду) молодые жители пресловутой родины.
Может, и черт с ним, с всеобщим образованием, если после него вот такие "образованные" произрастают?
RhiSh, да не, никакого сарказма на самом деле. Правильные вещи пишешь, да к тому же и вы, и мы есть "обманутые поколенья" )
Но ведь вырастают и умные, и начитанные, и просто хорошие люди. В том числе потому, что это образование у них было. А так и они будут лишены шанса учиться (да, это можно делать и самому, но на это мало кто способен), если у их родителей нет достаточно туго набитого кошелька (((
моя племянница в России в этом году поступить пыталась , по баллам прошла , но за место надо было заплатить *обязательное добровольное пожертвование* , ей даже прейскурант цен дали , в общежитии чтобы место получить тоже надо было *пожертвовать* О_о
Просто к сведению - здесь в Германии до 26 лет обучение полностью бесплатное !
Да, будут примерно такие страсти. И да, очень много одаренных детей окажутся лишены нормального образования просто потому, что их родители не миллионеры. А кому и зачем это нужно... думаю, нужно это тем людям, которым глубоко плевать на "Русь-матушку". Всё, что их волнует, - как можно скорее набить кошелек, сиречь завести кругленький счет в швейцарском банке. И уж их-то дети и внуки, уверен, будут получать образование именно в Швейцарии. Или Германии, или Англии, в общем, все меня поняли.
Одна слабенькая надежда: что в один прекрасный момент люди все-таки не выдержат, поднимут шум, и эти идиотические и по сути преступные законы не станут частью нашей и без того веселой реальности...
Прискорбный опыт нашей страны показывает, что наш народ молчалив, долготерпелив и поразительно инертен.
Ждет то того момента, когда дальше уже - КРАЙ.
Вот тогда начинает разрастаться "пламя народного гнева"... (С)
А к чему это приводит, мы тоже прекрасно знаем. ((((((
Вот-вот, наш народ не умеет ВОВРЕМЯ бороться.
А когда оглядывается, получается - уже поздно, и после драки кулаками не машут. И он начинает приспосабливаться и привыкать...
У нас очень давно образование не является ценностью само по себе. Уже в нашем поколении быть "первым учеником", отличником - вовсе не означало быть популярным и уважаемым, иметь авторитет. Наоборот: раз ты отличник, ты априори лишен авторитета. О чем это говорит? О том, что "мнение народное" уже тогда приговорило это самое образование к смертной казни. Вот опять же то, о чем я говорил: всё взаимосвязано. Такие законы возможны не потому, что наш народ терпеливый до бараньего кретинизма, или безвольный, или даже правители у нас злобные стяжатели. Хотя все это отчасти верно. Но главное - что уже много лет в этой стране вовсе не ценится образованность. А зачем нужно образование? Не затем, чтоб стать богатым, популярным или обрести власть (хотя это очень вероятные побочные эффекты). Но главная цель получения образования - это именно сделать человека более образованным. То есть - развить его интеллект и обогатить его душу. Развить его как личность... прибегая к избитой метафоре - наполнить пустой сосуд.
А если эта основная цель вообще перестает существовать? Если сотни тысяч детей ходят в школу только потому, что их туда загоняют насильно, а в институты поступают только затем, дабы откосить от армии или удачно выскочить замуж? И только какой-то убогий процент учится именно ради знаний. Ради того, чтобы раздвинуть горизонты. Что-то понять. Причем процесс познания доставляет этому проценту чудаков и зачастую изгоев удовольствие... Хотя, конечно, если они добирались до того же универа или, допустим, физтеха - другое дело. Но многие ли туда добирались?
Нет, эта идиотическая, убийственная для страны реформа образования - тоже естественное следствие. И не перестройки и "Разрушения Идеалов" - это следствие революции и планомерного, массового истребления людей мыслящих, неординарных, стремящихся к пресловутому интеллектуальному и духовному развитию.
В каком-то смысле я прекрасно понимаю тех, кто проводит в жизнь эти реформы. Если что-то вовсе не ценно, не востребовано, но требует затрат - разве не логично от этого отказаться?