08:50

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
     Все лето меня преследовала навязчивая идея написать очередной длинный пост на тему «Антигерои и причина их адски выросшей популярности». По разным причинам эта тема постоянно всплывала, и собственно, всё это уже давно «написалось» в моей голове, хотя с написанием настоящим возникла заминка - и время, и перемены... да и потом, несколько моих читателей и так уже эту теорию услышали, минуя Интернет.
    Но все-таки написать, оформить свои мысли в связный, логичный текст хотелось. А на днях появилась несколько иная тема для длинного рассуждения - практически те же «антигерои», но с изнанки. Вообще это меня очень удивило. Настолько, что даже мое дождливо-осеннее закрытое настроение не помешало в итоге начать всё это писать.
    
    О чем, собственно, речь... с одной стороны вроде бы стоит процитировать те тезисы, с которыми я собираюсь спорить, а с другой, не хочу ничего цитировать. Просто вывалю сюда свою точку зрения, тем более, мой блог, что хочу, то и делаю.
    Так вот о героях. И даже так: о Героях. До «анти» я, может, потом доберусь, но пока - просто о том, что я всю жизнь читаю в различных книжках. А я много их прочитал... тут примерно прикинул для интереса - учитывая возраст и скорость чтения, вышло примерно пять с половиной тыщ книжечек. Сотней больше, сотней меньше, но кто вам считает )
    
    Тут стоит пояснить, что половину жизни я читал исключительно классику. Правда, не нашу в основном. Хотя с нашей тоже ознакомился, но моя главная и неизменная любовь - классика британская. Американская тоже хороша - Драйзер, например, Джек Лондон, О. Генри... Французов прочел немало, но как-то они мне не близки. Хотя есть у них просто потрясающие вещи - взять хоть «Графа Монте-Кристо». Или «Жан-Кристоф», очень впечатляющая штука. Но не буду я сейчас все эти тыщи книг перечислять, тем более, что если дорвусь до перечисления любимых английских, окончательно уйду от темы, а пост будет необъятный.
    
    А главное - классика. Нет, главное - что это были книжки в самых разных жанрах. И просто романы о жизни, о развитии личности в условиях своего окружения, и приключения, и детективы, и смесь всего этого. В студенческом возрасте в нашей стране появилась зарубежная фантастика - Желязны, Картер, Ле Гуин, Саймак и много, много других. Так что этот жанр я с тех пор тоже активно и с удовольствием потребляю.
    
    читать дальше, если вам не страшно

@темы: размышлизм, книжное, люди

Комментарии
11.09.2011 в 11:30

экстраверт-мизантроп
*прочитал, сидит осознаёт*
11.09.2011 в 12:21

...mirror mirror, what's inside me?.. (с)
Собственно, в ответе тоже постараюсь оформить свои высказывания за последним чаепитием в писанину.
Что касается Героев, то, помнится, услышала я как-то в Лите определение, что есть книжная эпоха романтизм и чем она отличается от реализма: "Романтизм - это исключительный герой, помещённый в исключительные обстоятельства". А тот самый "середнячок", как ты говоришь, помещённый в повседневность, появился уже позже, и именно он образовал собою реализм...
Да, герой не должен быть приторно-сладким. Он не может быть неуязвим и удачлив, как чёрт - иначе болеть за него будет неинтересно. Он должен быть человечен, - то есть иметь свои мелкие... а, может, и крупные недостатки, и уж обязательно - свои тараканчики в голове... Но он должен быть положительным. Помнишь - "почему добро не насилует девушек в захваченных деревнях"... Ну дык какое ж оно тогда добро, если так поступает? Хороший человек будет насиловать, грабить, убивать?
Да, я понимаю, что в реальности добра и зла, как такового, не бывает. Были, к примеру, фашисты с их концлагерями и программой Т4 - но на фронте за тех, кто создал концлагеря и придумал эту программу, умирали обычные люди, любившие свою страну. Хорошие в большинстве своём. И то, что какие-нибудь мерзавцы, затесавшиеся в наши ряды, не насиловали немецких женщин, я поручиться не могу. Но когда мы пишем добро и зло, мы стараемся отделить одно от другого... Заставить читателя сочувствовать добру и ненавидеть зло. А если в ряды нашего добра затесываются мерзавцы, то караем их. Если, конечно, мы авторы с нормальным чувством совести и справедливости.
А вот делать главным героем антигероя и приводить его к победе могут, наверное, лишь люди с извращённой психикой. Потому что болеть за антигероя - это неправильно. Ты же начинаешь проникаться его образом мыслей и действия... А следом за тобой - читатель. И происходит у него подмена понятий, что есть Добро и Зло. Так что если уж ты пишешь такой сюжет, где побеждает Зло, - окончательно или на каком-то этапе, - надо бы при этом делать так, что тебе его победа противна, а за Добро страшно и больно... Конечно, если ты не ставишь перед собой целью развращение читательского поколения и взращивание маньяков. Или просто бессовестных сволочей.
Что же касается Зла... опираясь на свой скромный читательский опыт, думаю, что написать абсолютное Зло удалось лишь Толкиену и Кею. Ракот Могрим и Саурон - это правильное Зло. Его не жалко. За него не болеешь. Оно - Абсолют. И ты всем сердцем болеешь за героев, которые ему противостоят. Но это исключения из правил. Мне куда интереснее читать про злодеев... очеловеченных, так сказать. И очень немногие злодеи являются такими, к которым "не придерёшься" - и обосновали, почему он стал злодеем, и тупым его не сделали, и не сглупил злодей совершенно неожиданно в самый последний момент. Что касается Волдика, к примеру - есть обоснование злодейского будущего в несчастном детстве, и вроде бы не глупый чувак, но Гаррик во время каждой из встречи его разделывает, как орешек. Абыдно, слюшай. Или Император из Звёздных Войн - объяснение, почему он, провернувший такую грандиозную аферу в первых трёх фильмах, в последних трёх выглядит полным лохом, лишь одно: впал Палыч в старческий маразм...
И если ты берёшь на себя смелость утверждать, что злодей крут, - а автору вообще нежелательно что-либо утверждать, но устами персонажей порой приходится, - то ты должен свои слова подтвердить. И реально сильный, могущественный и умный злодей просто не может хоть раз, да не обвести героя вокруг пальца - даже если герой не менее умён, чем он. И обвести фатально, по-крупному, а не в какой-нибудь мелочи, которая герою будет скорее ударом по самолюбию. Первый пришедший в голову пример - Тетрадка, которая Смерти. А то я тебе уже сколько толковала о примере Великого Хитреца и Мудреца по утверждению автора, который в итоге ну ни единым поступком столь высокое звание не оправдал...
Так что великий злодей должен иметь прошлое, приводящее к злодейству, - или врождённые садистические наклонности, что в реальности тоже часто бывает, - быть умным, сильным... и проигрывать. Но изящно и не по собственной тупости. А герой должен быть в общем-то хорошим и тоже умным, видеть злодейские подножки и их избегать по возможности. Пример - элементарно мушкетёры в первой части Дюма: уж как Ришелье старался им насолить, но против "один за всех, и все за одного" попереть не смог... А смотрится эта борьба крайне захватывающе, и нет ни малейшего ощущения, что одна из сторон глупа или действует не во всю свою геройско-злодейскую мощь.
В общем, пора закругляться, но какие-то такие дела. Надеюсь, кто-нибудь что-нибудь из моей петиции понял ))
11.09.2011 в 13:15

Человеку нужен че-ло-век...(С. Лем)
Риш, у тебя очень много правильно написано! (Только тема немного с антигероя на супергероя свернула... М-м?..))))

Рия, а с тобой полностью согласна!

(Вот, даже захотелось на эту тему самой написать, вернее дописать то, что уже начато. ))))


А пока только приведу выдержки из одного диалога на ту же самую тему. Может, кому-то тоже будет интересно.

О героях и антигероях. Из одного разговора.

Теперь по концовке. Меня как раз не ее размытость беспокоит, и размытость авторской идеи. Всё-таки, зачем это было? Почему важно?
Хотелось бы более четкой позиции. Не морали, а именно позиции. ... как же можно писать о герое, если ему не симпатизируешь?..)


"А как же можно писать о герое, если ему не симпатизируешь?..)" Не понял... по-твоему это невозможно? Ты симпатизируешь всем своим героям? То-то так сложно найти среди них хотя бы одного не сладенького =)
Я не могу симпатизировать большинству своих героев как большинству знакомых. У меня разные герои, я не строю утопию, не строю и мирок, где живут только импонирующие мне персонажи. Я вовсе не рисую из него лучшего друга.


"А как же можно писать о герое, если ему не симпатизируешь?..)" Не понял... по-твоему это невозможно? Ты симпатизируешь всем своим героям? То-то так сложно найти среди них хотя бы одного не сладенького =)"
Хм... Не ПРОСТО героя, а ГГ!!!
Конечно, невозможно! Вернее - нельзя!
Ведь, представь, это же лицемерие получается, если сам автор на самом деле ненавидит своего героя, и в то же время пытается вызвать у читателей к нему сочувствие. ))) По-моему, это нонсенс!
По "закону жанра" автор обязан любить всех своих персонажей - и героев и подлецов. - Потому что они в некоторой степени его дети, и стали такими, потому что ОН их такими сделал.
Но симпатизировать он может, конечно не всем. Но вот если он не симпатизирует своему Главному, тем более - положительному герою, - тогда просто тушите свет, абзац котенку!))) При таком подходе противоречие между написанным и истинными авторскими симпатиями кажется абсурдным!


"...при таком подходе противоречие между написанным и истинными авторскими симпатиями кажется абсурдным!" И вот этот момент поподробней".


Охотно.
Потому что при классическо-романтичном стиле традиционным носителем авторской позиции является именно ГГ. (Тот самый ГГ, которому, по твоему утверждению, твои симпатии не светят...)А ведь именно ГГ автор может доверить свои самые сокровенные мысли, чувства или идеи... Вот и получается парадокс, противоречие.


Не согласен с тобой в корне. Просто не понимаю, почему главный герой обязательно должен мне нравиться? Чтобы мне нравиться, он должен быть похожим на меня. А делать всех ГГ похожими на меня неправильно. … их и так полно, главных героев, кому я симпатизирую. Почему же не может быть разнообразия? И я вовсе не пытаюсь вызвать у читателей сочувствие к Гарбии. Конечно, безразличие мне тоже не нужно - именно поэтому я стараюсь мотивировать его поступок. Но заставлять читателей его любить у меня в планах не было.
Просто странно - на сколько я помню, он ещё никому как персонаж не нравился.
Автор не обязан ни любить героев ни ненавидеть. Он должен только заботиться, чтобы их действия были логичными и мотивированными. Разумеется, беспросветно злобные и глупые злодеи остались в мультиках. Нынче серьёзный писатель должен уважать своих героев и не допускать за ними откровенных глупостей. Но главных героев это уже не касается - лишь бы и они не были альтруистами-рубахопарнями.
11.09.2011 в 14:31

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Ну, тут сложно что-либо добавить. Думаю я точно так же. Наверное, о явлении "антигероя" в итоге получится новый постик, с цитированием этого, что избавит меня от написания кучи слов )))

Да, и о герое - мне всё кажется, что недостаточно точно формулирую. О реализме и романтизме. Герой романа в жанре реализма - он попросту не "сверхчеловек". То есть, он не прекрасный принц, идеально владеющий мечом/саблей/шпагой/пистолетом, со вкусом одетый, сведущий в политике и точных науках, а также тонкий, остроумный, проницательный, плюс чудесно танцует, поет и играет на лютне. Ах да, любит детей, старушек и домашних животных, причем исключительно чистой и бескорыстной любовью ))))

Такого героя, конечно, тоже можно поднапрячься и описать так, что все ахнут от восторга. Но. Если речь идет о реализме - о том самом "среднем" человеке. Это не значит, что он полная рохля. Даже если он таковым и является в начале истории - точнее, кажется, - то дальше будет видно, есть ли в нем нечто большее. И поскольку вариант "Рохля и неудачник постоянно проигрывает в схватке с судьбой" предсказуем и закономерен, то - смысл читать такое? И - смысл такое писать?
Опираясь чисто на "логику привлечения внимания", напрашивается: очевидное скучно. А вот написать, как тот, кто казался рохлей и ничтожеством, раскрывается под воздействием различных событий и проявляет лучшие, сильные стороны своего характера, а в итоге, возможно, даже и побеждает в неком "личном мини-сражении" - ну, или не побеждает, но после достойной читательского внимания борьбы с неясным исходом, - это писать уже стоит. Это может заинтересовать.
Но - только в том случае, если герой и вправду личность. На каком уровне - это уже дело автора. Не внешне - так пусть его внутренний мир захватит воображение. Если он терпит неудачу - это должно тоже выглядеть как-то так, чтоб на этом месте читатель не стал зевать со словами "ну вот, чего я и ожидал" и не бросил книгу.

В общем, как ни крути, а герой просто обязан быть незаурядным. Пусть весь мир, включая друга, мать, отца, жену и кошку, считают его самым-пресамым банальным вариантом обывателя - но мы должны видеть в нем "огонек".

Если этого нет - чтение лишено смысла... и главное - интереса.
11.09.2011 в 23:18

Человеку нужен че-ло-век...(С. Лем)
Риш, с этим я согласна!

Но меня тут другое интересует: речь идет о смещении акцентов.
Не странно ли это, что симпатии смещаются в сторону явных злодеев или безнравственных личностей?..
11.09.2011 в 23:30

«Великий вопрос жизни - как жить среди людей»
Об этом надо и вправду писать отдельно. Весьма актуальная тема...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии