Давно пора...
Флэшмоб, который мне сосватала Эгле-Королева _Ужей: пять книг на букву Р

1. «Рюи Блаз», Виктор Гюго. Это пьеса. Потрясающе. Она была чем-то вроде землетрясения. Я прочитал ее в 14 лет, и у меня тряслись руки. Потом я посмотрел фильм с Жаном Марэ, и впечатление было такое же ошеломляющее. Невероятная по накалу чувств, невыносимо трагичная история... трагичная потому, что прекрасный, талантливый, поистине великий человек был обречен изначально - только потому, что он родился не в той семье и не в то время. И несмотря на то, что у него не было ни шанса, - он победил. Он был рожден для подчинения, но сумел сам решить свою судьбу.
Наверное, такие книги вредно читать. Они показывают, что выбрать смерть - не всегда значит «сдаться» . Но это горечь. Горечь от одной из тех тупиковых ситуаций, когда настоящей победы нет... есть только разная степень поражения. Нет, слишком сложно. Читайте сами.

2. «Рони, дочь разбойника», Астрид Линдгрен. Да, я видел новый (очевидно, правильный) вариант написания - Ронья, - но для меня девочка все-таки Рони, да простит меня великая Астрид. Это сказка... но в ней не происходит ни одного «волшебства». Конечно, и жизнь лесных разбойников там приукрашена, и сами люди - вовсе не настоящие, грубые и циничные, "рыцари большой дороги"... Но сказочность даже не в этом - а в том, что здесь знакомый конфликт «Монтекки и Капулетти» не заканчивается трагедией. Хотя - на волосок от этого.
Может, спасает всех то, что шведские «Ромео и Джульетта» - вовсе не одержимые любовной страстью почти взрослые люди, а двое детей? Веселых, отчаянных, непослушных, храбрых... и способных на подлинную верность, на самую настоящую любовь. И на самую настоящую мудрость, хотя они всего лишь дети... или - потому что они именно дети?

3. «Роза Огня», Мерседес Лэки. Вообще это совсем нетолстая книжечка. Начинается она совершенно буднично: начало 20 века, если не ошибаюсь; дочь профессора из Чикаго - одна из немногих девушек, решившихся прослыть «синим чулком» и получить высшее образование. Как и отец, она выбирает карьеру историка. Ее считают «неприличной» чудачкой, жертвой отца «со странностями». Но вот отец умирает - и выясняется, что он разорен и в долгах, и девушка оказывается без гроша на улице. Прекрасное знание десятка древних языков не прокормит ее... но тут Роза получает странное письмо от незнакомца, который предлагает огромные деньги за переводы редких манускриптов... если девушка решится проехать полстраны в неизвестность и поселиться в доме эксцентричного миллионера - по слухам, затворника-калеки. Но откуда он узнал имя одинокой сироты - и чего в действительности хочет от девушки?..

4. «Рефлекс змеи», Дик Фоэнсис. Не скажу, что из более сорока его книг эта лучшая; но таких я вообще с ходу не назову - почти все его книги очень сильны. Могу лишь поручиться, что это - замечательная книга. И если вы ее прочитаете, то, во-первых, ни на минуту не пожалеете, во-вторых, оторваться не сможете до последней страницы, и в-третьих, подсядете на Фрэнсиса так же, как в свое время подсел я. Амен )

5. «Ребекка», Дафна Дю Морье. Не то чтобы действительно особо-любимая книга, - но однозначно сильная. Дю Морье - мастер атмосферы. Она вроде бы рассказывает вполне будничным языком историю юной девушки, бесприданницы, которая по любви вышла замуж за знатного и богатого человека... но атмосфера накалена и напряжена до предела с первой до последней страницы. Это то, что в кино зовется «триллер», - но есть очень мало писателей, способных передать такое колоссальное напряжение словами, и при этом не скатиться в избитые штампы, не превратить драму в плохую комедию. Дю Морье это умеет.

P.S. Мда, я успешно перепутал название книги с названием фильма )
Но все-таки книжка хорошая, и я ее тут оставлю... хотя на «Р» она начинается только для японцев)

«Лунный камень», Уилки Коллинз. Совершенно шикарный детектив, особенно по тем временам. Но и вообще - отличный роман. Один из ярчайших примеров того, что для хорошей книги абсолютно не годятся всякие рамки-штампы-жанры: даже если в романе таланливого автора есть тайна и непойманный преступник, то это будет не «детектив», а Интересная Книжка. С увлекательным сюжетом, живыми героями и утаскиванием читателя внутрь - пока всё это не закончится и тайна не разрешится.

Ежели кому-то еще интересно - называйте буквы или спрашивайте у меня )
Всё-таки, невзирая на страшное слово «флэшмоб», это не пустая трата времени... хм?